|
Не только о поэзии, а прежде всего о поэте Появление книги о поэте в наши дни – явление совсем не частое. Тем паче, когда книга, написанная в России, ныне выходит за ее пределами. И вот передо мной сигнальный экземпляр труда Генриха Горчакова «О Марине Цветаевой. Глазами современника», только что выпущенного в США издательством Antiqvuary. Автор книги родился на три десятилетия позже Цветаевой, репрессирован же был три года спустя после ее смерти. В подзаголовке книги – емкая формула: «Глазами современника» И, полагаю, правота автора здесь зрима, ибо он ощущает Марину Цветаеву своим современником, поэтом дня сегодняшнего, он утверждает, что Цветаева дерзновенно опередила свое время, что во многом и определило трагичность ее судьбы. …Цветаева – знавшая себе цену – постоянно ощущала себя вытесняемой своим временем. Марина Цветаева вытеснялась потому, что постоянно перерастала поэтическое сознание своего времени.Не случайно, что в начале 1920-х годов Валерий Брюсов, а в конце 30-х Корнелий Зелинский воспрепятствовали выходу в России цветаевских книг, одинаково назвав их «несвоевременными». Поэт, противопоставлявший себя своему жестокому веку, выразил его дыхание, на десятилетия опередив движение времени. Книга Горчакова – это книга синтетической прозы о поэте. Это художественная литература о литературе, созданная живым языком, в сочетании с научным анализом текстов. Жанр редкий в нашем многострадальном отечестве. И, думаю, в предшествующие десятилетия исчерзнувший из российской словесности едва ли не во все. С одной стороны, исследования о поэтах были представлены размышлениями над «закрытой» книгой по отработанным в традиционном «литературоведении», алгоритмам, а иной раз попытками оригинального самоцельного философствования, к которому не более чем поводом являлись тексты произведений; с другой стороны, специфические, тяготеющие к формальным, наблюдения над деталями литературной «ткани». Книга Горчакова, составленная из восьми работ, написанных в 80-е годы, представляет собой естественный организм вживания ее создателя в «историю души» Марины Цветаевой. Я стал заниматься Мариной Цветаевой, потому что хотелМысль для сухой хрестоматийной литературоведческой науки абсолютно неприемлемая. Но сознание автором книги его духовной близости к поэту – не голая декларация, ибо оно подкреплено многолетним собиранием цветаевскх материалов, и прежде всего скрупулезным разбором ее стихотворений, прозы, писем. Чрезвычайно важная черта книги Горчакова, что она не только о произведениях поэта, и даже не только о поэзии, а прежде всего о Поэте – Марине Цветаевой, не понятой и не признанной современниками, не пережившей при жизни периода общественной славы, пристрастно интерпретируемой долгие годы после ее кончины. О Цветаевой, для которой мотив бытия души был важнейшим в ее творчестве. Поэзия Марины Цветаевой не отрицает одиночество души. Наоборот, она это одиночество утверждает. Но из слабости она превращает его в силу. Для души нет понятий жизни и смерти, гибели или спасения. Для Цветаевой значимы только одни понятия: души и бездушия.Это – книга о поэте, всю жизнь ждавшем сочувственного, соучаственного слова-отклика в стихах, переписке и в жизни каждодневной. Книга о трагедии поздней Цветаевой и ее истоках, сокрытых еще в детских годах, - во взаимоотношениях с матерью.
Воочию видит читатель, что крайнее бунтарство Цветаевой оборачивается для нее не отрицанием, а утверждением: Я – это да.И выводы работ Горчакова, их цельная концепция произрастают по преимуществу из внимательного прочтения текстов и их вдумчивого многоаспектного осмысления, начисто лишенного как наукообразия, так и стремления потрафить непросвещенному читателю. Эмиграция Цветаевой, ее возвращение, евразийство ее мужа, не проясненный до конца характер его деятельности в 30-е годы… Всё это не только породило и порождает множество слухов и кривотолков вокруг Цветаевой, но и стало соблазном для некоторых ее биографов как в России, так и за рубежом интерпретировать ее судьбу с точки зрения тех или иных идеологических установок. Что неминуемо ведет к вивисекции организма поэта. Полагаю, что книга Генриха Горчакова – пример бережного, тактичного отношения к жизни и творениям мастера слова. За ее строками не только многолетние наблюдения за творчеством Цветаевой, но и драматичный личный опыт ее создателя, обреченного после возвращения из сталинских лагерей почти три десятка лет работать «в стол». Евгений Бень |
|
|||