|
Роман отрицательный - и к нему эпиграф: Наша жизнь – это только неудачный эксперимент Гюльгес.
Эпиграф сразу же вызывает возражение. Но я говорю ведь, что роман будет из одних отрицаний. Действие происходит на Земле. Но Земля тоже имеет эпиграф, вот он: А может быть, Земля – это адАдская дорога вымощена благими намерениями. Но земля не имеет дорог. Как шар, она не имеет ни начала, ни конца. Почему непременно надо писать романы не просто, а с претенциозностью? Никому неинтересно знать, что ты умный. Но я уже говорил, что это роман отрицаний. Претенциозность – это второе отрицание. Третьим отрицанием будет предисловие, которое, по-видимому, уже началось. У предисловия свой эпиграф: Я и непечатным Мы знаем, что нет ни одного романа не тенденциозного. Но я все-таки оговариваюсь особо: мой роман тенденциозный. Говорят, литература – это отражение. Предупреждаю – я не зеркальных дел мастер. Писатели пишут книги, чтобы их читали, я же пишу, чтоб меня не читали.Писатели читают свои книги, они любят свои книги. А я нет. Я не люблю свои книги. Я люблю только себя. Я хотел бы начать книгу так:
Но это – книга отрицаний. И потому я не могу так начать. О чем мое предисловие? Не о моем романе. Вообще не о литературе. Литература бывает интересная и неинтересная. Это ясно и без предисловий. О чем же мое предисловие? Не о читателе. Меня не интересует читатель. Читателя я буду только оскорблять. Я ведь уже сказал, что не хочу, чтобы меня читали. Черт возьми, зачем ты тогда пишешь? Не для заработка. Я твердо убежден в том, что литература в наши дни – не синекура. Один начинающий писатель прислал для отзыва еврейскому писателю Перецу свои стихи. Тот ответил весьма лаконично: «Пишите лучше цифры». Если вы хотите писать для заработка – пишите лучше цифры. Литература никогда не будет синекурой. Все-таки о чем же мое предисловие? О герое. О новом герое советского романа. Его не очень долюбливают в нашей литературе. Нашу литературу хотят выпечь, как большой праздничный пирог, пышный
и сладкий. Но искусство сурово и мужественно, как подвиг. Должно быть, я большой тупица. Но до сих пор я не могу установить, какой же смысл заключен в понятиях «реализм», «романтизм». Берут писателя Бальзака, отыскивают у него недостатки и называют их
реализмом. Роман без героя. Писатель должен иметь право на беспредельное изображение правды. Обязанность писателя состоит также в беспредельном изображении правды. У писателя может быть только одна тенденциозность – это тенденциозность жизненной правды. Правда показывается через героя. Героем мировой литературы всегда был молодой человек, интеллигент – истинный представитель своего века. Мир когда-то знал страшных людей – компрачикосов. В их руках наша литература стонет и корчится, как девушка в грубых ладонях пьяного солдата. Они хотят выхолостить из нее всякое воспоминание о подлинном герое. Конечно, революция принесла в литературу новые темы.Но какой-нибудь колхоз «Красный Куток» не в состоянии быть призмой всей новейшей действительности. Когда я читаю «производственные» романы, меня всегда интересует, читают ли герои этих романов хотя бы газеты. Мир этих героев ограничивается горизонтом их «Кутка» или шахты «№-бис». Только тот, кто дышит воздухом всего мира, имеет право быть героем литературы. Мне надоело читать исторические романы о сороковых годах двадцатого века.
Напоминаю, моя книга – книга отрицаний. Были попытки создать образ настоящего героя. Андре Жид написал что-то нехорошее о советской молодежи. А я люблю Андре Жида. И моя совесть чиста – я не писал предисловий к
его собранию сочинений. Когда-то хвалились: наши школьники даже не имеют понятия о городовом. Мое поколение хотят представить похожим на скульптуру. Герой нашей литературы – это недумающий герой. Кретинизм – заболевание, вызываемое недостаточным развитием или отсутствием щитовидной железы. Оно наблюдается среди жителей определенных, главным образом горных, местностей… Кретины – люди, страдающие кретинизмом, а в переносном смысле очень тупые и ограниченные люди, идиоты. Это – из энциклопедии. К сожалению, там не указано, что в нашей литературе орудует еще немало людей, страдающих в переносном смысле недостаточным развитием или отсутствием щитовидной железы. Но я все-таки надеюсь дожить до того времени, когда эта истина станет энциклопедически ясной. Хотя горный воздух является идеальным, кретинизм, мне кажется, не преимущество. В этом меня не убедит даже Эренбург. Я уверен, что не всё мое поколение страдает от железы. Я готов сделать уступку Эренбургу: пусть только единицы способны самостоятельно думать. Но, как известно, число миллион большинством цифр имеет нули… Однако определяющее значение имеет единственная единица. Моя книга – книга нового героя. Знающего, что творится не только в его мирке, но и во всем мире. У героя тоже собственный эпиграф, конечно, отрицательный: И думал я: витийствовать не надо. СОМНЕНИЕ ПЕРВОЕ: В РЕАЛЬНОСТИ
Я не знаю, носил ли папа Пий YI галоши, чем имел он привычку завтракать, а также болели ли у него когда-нибудь зубы. Пий YI жил до появления мрачной философии Артура Шопенгауэра. Тогда еще не знали, что такое пессимизм. Кстати, о галошах. Чеховский учитель Беликов никогда не расставался со своими галошами. Столовая при заводе была большая и грязная.И там всегда можно было сравнительно за недорого поесть чего-нибудь невкусное. Я ходил без калош. Впрочем, это неважно. Жевал какую-нибудь мочалку под мыльным соусом, запивал помойного цвета
компотом. Тогда я еще не читал Шопенгауэра, с трудом разбирался в Пастернаке и тайно краснел за прежнюю любовь к Михаилу Голодному и Виктору Гюго. На Сельскохозяйственной выставке я вежливо осматривал образцовых представителей крупного рогатого скота, без задней мысли о том, какое количество котлет можно сделать из двухтонной туши рыжей «Машки» из колхоза «Путь к социализму». Потом пил чай из круглых чашек, сидя на ковре, и приобщался к Советскому Востоку. Сельскохозяйственная выставка была ошеломляющим зрелищем. В его руках была легкая возможность снабдить всё человечество прекрасными отбивными котлетами. А он предпочитал, чтобы люди портили себе зубы и настроение, прожевывая с трудом плохо изжаренный мочальный хвост. Я пою гимн отбивной котлете. Я мечтаю основать общество «Враг бормашины». На Сельскохозяйственной выставке можно было увидеть образец новой сельской
школы. В классе было удивительно чисто и светло. Одна девятиклассница внезапно загрустила, сделалась раздражительна и мрачна. Она не была влюблена. Коллектив срочно принял меры, и выяснилось,что девушка начиталась Шопенгауэра, поразилась мрачности мира и готова была превратиться в истеричку. Но коллектив стал энергически влиять на девушку, и скоро к ней возвратился
нормальный аппетит. Педагогические деятели, наверное, сделали свои выводы о вредности философии и о пользе чтения Лебедева-Кумача. Но не в этом дело. Прошло много лет. Я забыл о том, что видел на Сельскохозяйственной выставке. Но никогда не забуду, что где-то в селе жила шестнадцатилетняя девушка, которая читала Шопенгауэра. Этот мир не более реален, чем твое знание о нем. Бог плохо сработал его. Вдумчивому философу может показаться странным,что в этом мире остались неизменными только способы развлечения. Менялись моды и прически. Надо признать, что в этом не достигли совершенства. И хотя способ умертвлять приговоренного к казни, введенный в Америке, куда более совершенный, чем применявшийся при императоре Веспасиане, надо полагать, что шарады тогда разыгрывались более остроумно, чем теперь. А танцы того времени отличались тем, что тогда танцевали только те, кто умел танцевать, и все от этого получали удовольствие. А теперь танцуют все, кто не умеет танцевать, и это никому не доставляет удовольствия, кроме джаз-оркестра. Литературные беседы того времени тоже были интереснее, ибо в них принимали участие настоящие художники, которые разговаривали о литературе, а не о своей принадлежности к ней. Но я не осуждаю мир за то, что он не выучился развлекаться по-новому.
СОМНЕНИЕ ВТОРОЕ: С ЧЕРТОМ
Пий YI был первым знаменитым Пием. Благородные потомки Ромула и Рема – гораздо лучшие учителя жизни,чем Пий YI. Его печальная кончина во французском плену не может способствовать усилению его авторитета. Хотя для того чтобы жизнь человека не была ошибкой, даже самому мудрому
необходимо прожить дважды. Государство римлян было разумно устроено. Алкуин учил, что человек помещен подобно фонарю, выставленному на ветер. Неуютно устроен человек. Величайшим оптимистом всех времен и народов был император Марк Аврелий
Антоний. Ему уже ничто не могло испортить хорошего настроения, так как
он ложился спать с мыслью, что: «Поутру следует сказать себе: «Сегодня
мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми,
коварными, завистливыми, неуживчивыми…» Мир – это Рим. Наша – я имею в виду историю земного шара. Я житель земного шара. И мне понятен Хлебников. Римляне лучше умели воспитывать характер. Гай сообщает: «Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекой…» У Бальзака героиня говорит отцу о своем возлюбленном женихе: Добродетели обеспечивали римлянам долгую и счастливую жизнь. Двадцатый век, конечно, сильно отличается от эпохи Древнего Рима. Иные поговорки. Время – деньги, говорит ХХ век. Счастья! Почему Рим и почему черт? Я буду писать о другом. О черте. О черте. О черте. О черте. Это тот самый черт, который водил рукой Шопенгауэра, когда в ней было
зажато перо. Я не люблю тебя, читатель! Я ненавижу тебя, читатель, за то, что ты сочувствуешь словам о моей муке. За то, что ты можешь страдать вместе со словами о моем страдании. За то, что ты проходишь с равнодушием мимо моих мук, мимо моего страдания, мимо моей любви в жизни. За то, что ты сидишь напротив меня и лжешь изо всех сил, уверяя меня, что я умный, что я хороший, что я талантливый, что я добрый. За то, что я сижу напротив тебя и лгу изо всех сил, уверяя тебя, что ты умный, что ты хороший, что ты талантливый, что ты добрый. Мы с тобой оба только средние подлецы. Единственное,что в человеке безгранично, это его подлость. Это слишком всё мрачно, что я пишу. Мне просто грустно. Ночь, не видящая мои глаза. Москва («Судьбой наложенные цепи», с.196-216) Назад |
|
|||